Работающие в России ИТ-компании должны сами выработать регламенты или нормы работы, которые позволят бороться с недостоверной информацией и фейковыми новостями. К такому выводу пришли участники заседания комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России, которое в четверг прошло в Московском государственном юридическом университете.
Директор Института проблем правового регулирования ВШЭ Анна Дупан пояснила ТАСС, что ИТ-компаниям, которые работают в России, предлагается самостоятельно разработать регламенты для определения политики работы с недостоверной информацией.
«Сначала ИТ-компании нужно обязать иметь в России представительство, это необходимо для исполнения законодательства по цифре. Второй шаг — это утверждение собственных политик, условий ведения бизнеса — называть их можно как угодно, то есть норм, которые компании обязуются сами соблюдать. Третий момент — это нужно понять, кто будет контролировать выполнение таких норм компаниями, это может быть саморегулируемая организация или госорган, тот же Роскомнадзор, например», — сказала она.
Дупан добавила, что последним этапом должна стать выработка законодательных актов, которые будут предполагать то или иное наказание за неисполнение организациями собственных норм. «Эта тенденция регулирования соответствует международному опыту, так как многие страны, в том числе Великобритания, кардинально меняют свои подходы к саморегулированию ИТ-компаний», — отметила она.
Директор по связям с государственными органами Mail.ru Group Константин Голуб отметил, что компания уже реализует разные нормы по борьбе с опасным контентом.
«Мы считаем, что саморегулирование в этой сфере работает, мы отметили, что, наверное, мы уже соответствуем мировым практикам в этой сфере, но, как всегда, есть несколько нюансов. В нашем случае мы считаем, что саморегулирование — это гибрид между модерацией (жалобы пользователей, внутренний мониторинг, обращения общественных организацией) и обращением госорганов. У соцсети нет права оценивать размещенные материалы, мы не суд, мы не уполномоченный госорган, мы не редакция СМИ, поэтому в спорных случаях решение должно оставаться за третьим лицом», — сказал Голуб.
Он также выразил пожелание о детализации критериев, по которым ИТ-компания может модерировать или блокировать контент.
«В 2019 году соцсеть «ВКонтакте» обработала более 70 млн жалоб пользователей при активной аудитории «ВКонтакте» в 90 млн человек. Из них было заблокировано порядка 7 млн единиц контента, и для сравнения, по линии Роскомнадзора мы получили менее 100 тыс. уведомлений», — добавил представитель компании.